Учебный план 2018-2019

Общая характеристика учебного плана.

Учебный план – ведущий документ детского сада, реализующий содержание образования путем определения количества и названия учебных предметов на каждую возрастную группу, последовательности чередования и количества учебных предметов в неделю.

Принципами построения учебного плана являются: полнота, целостность, сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая осознанность.

Учебный план разработан в соответствии с программой дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т.Н.Дороновой В.В.Гербовой, С.Г. Якобсон, программой С.Н.Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду» ; требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13

Учебный план совместно с организованной образовательной деятельностью перерабатывается и утверждается ежегодно на августовском педагогическом совете..

Одной из форм работы с дошкольниками является организованная образовательная деятельность.

Длительность организованной образовательной деятельности:

— средняя группа – 20 минут;

— подготовительная группа – 25-30 минут;

При организации организованной образовательной деятельности соблюдаются следующие правила:

— через 10-15 минут активной интеллектуальной работы проводятся физкультурные паузы (физкультминутки) длительностью 1-2 минуты;

— перерыв между занятиями не менее 10 минут;

— начало учебных занятий в 9 час. 00 мин.;

— организованная образовательная деятельность утверждается на педагогическом совете перед началом учебного года;

— количество видов организованной образовательной деятельности соответствует ст. СанПиН 2.4.1. 3049-13

Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая.

Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности :

— на период их адаптации к детскому саду;

— на период проведения диагностики.

В период учебного года определяются зимние каникулы длительностью не более 15 дней в период января, февраля месяцев по усмотрению педагогического коллектива на основании издания внутреннего распоряжения по учебной деятельности руководителя детского сада.

Диагностика результативности работы педагогов с воспитанниками проводится два раза в год в сентябре и мае учебного года. В старшей и подготовительной к школе группе проводится диагностика готовности детей к обучению в школе.

Для проведения диагностики во всех возрастных группах используются итогово-диагностические виды организованной деятельности без отмены учебной деятельности.

Базовое образование дошкольников включает в себя инвариантные и вариативные блоки.

Инвариантный блок включает в себя содержание видов организованной деятельности по ПООП «Радуга». Вариативный блок видов организованной деятельности включает в себя содержание предметов по парциальным программам.

С целью снижения уровня физической и интеллектуальной нагрузки и переутомления детей на занятиях познавательного цикла в обязательном порядке проводятся физкультминутки.

Индивидуальная и совместная деятельность педагога с детьми организуется без нарушения длительности прогулки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план МБДОУ «Верхнеталовский детский сад» на 2018-2019учебный год, является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в ДОУ.

Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения составляют:

ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13

-Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо Мин образование РФ 14.03.2000 г. № 65/23-16)

— Программа дошкольного образования «Радуга» Т.Н.Дороновой

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)

Учебный план ДОУ учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Инвариантная часть учебного плана воспитания и обучения детей обеспечивает обязательный объем знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста согласно требованиям программы дошкольного образования «Радуга», Т.Н. Дороновой, определяет максимальный объем нагрузки:

— в средней группе (4-5 лет) – 11 видов организованной образовательной деятельности в неделю продолжительностью 20 мин.;

— в подготовительной группе (6-7 лет) – 15 видов организованной образовательной деятельности продолжительностью 25-30 мин.

Перерыв между занятиями 10 минут. Учебные занятия в ДОУ начинаются в 9ч.00 мин. Все занятия в средней подгруппе проводятся в 1 половину дня, а в подготовительной подгруппе третье занятие проводится во вторую половину дня, в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами в части продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Реализация регионального компонента дошкольного образования организуется в ДОУ через следующие виды занятий:

  • развитие речи;

  • формирование математических представлений;

  • рисование;

  • музыкальное;

  • ребенок и окружающий мир.

Во всех возрастных группах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения воспитанников на занятиях проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Физкультурный досуг проводить 1 раз в 2 месяца.

Вечера развлечений 1 раз в месяц.

Спортивные праздники 2 раза в год в не учебное время.

Методическое обеспечение педагогического процесса.

Образовательная область

Базовый компонент

Расширение содержания образования

Развитие речи

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон,В.В.Гербовой.

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» 2006 г «Правильно ли говорит ваш ребенок» 2005 г.

.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей в д/саду» 1993 г

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет» 1987 г.

Т.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» 1988 г

А.К.Бондаренко «Словесные игры в д/саду»

Перспективное планирование В\О процесса по программе

воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» по ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2011г.

О.Е.Громова, Г.Н.соломина «Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет» 2008г.

О.Ю.Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх» 2007г.

Ребенок и окружающий мир

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, В.В.Гербовой.

Р.Д.Тубышкина «Времена года»1999 г.

Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет 2002 г

А.П.Молодова Экологические праздники для детей 1997 г

Журналы Д/в

Мир вокруг нас Л.Маврина

«Стрекоза» 2011г. И.Васильева Овощи, фрукты «Стрекоза» 2011г. Домашние животные, птицы Д.Куликовский, Т.Куликовская «Стрекоза» 2011г.

Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» 2008г.

Организация деятельности детей на прогулке В.Н.Кастрыкина 2011г.

О.В.Дыбина. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» 2009г.

Формирование элементарных математических представлений

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, В.В.Гербовой.

В.П.Новикова математика в д/саду 3-4 лет 2005 г.

Математика в д/саду 4-5 лет 2005 г

Математика в д/саду 5-6 лет 2005 г

Е.Н.Панова

«Дидактические игры – занятия в д/саду» 2006 г.

Л.С.Метлина Математика в Д/саду 1985 г

З.Л.Михайлова математика от 3-х до 7 1997 г.

Рисование

Аппликация

лепка

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, В.В.Гербовой.

2006 г. Е.А.Акушко.

«Рисование с детьми раннего возраста» Программа воспитания и обучения в детском саду.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» 2007 г.

Т.Н.Доронова С.Г.Якобсон

«Обучение детей 2-4 лет рисованию,лепке,аппликации в игре»

Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» 2003г.

Конструирование и ручной труд

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред Т.Н.Дороновой,

С.Г.Якобсон, В.В.Гербовой.

Н.Ф.Тарловская Л.А.Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» 1994 г

З.В.Лиштван

Конструирование 1981 г

Физкультурное

Программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, В.В.Гербовой.

С.Я.Лайзане

«Физическая культура для малышей» 1987 г.

А.И.Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в д/саду» 1974 г.

К.С.Бабина «Комплексы утренней гимнастики в д/саду» 1978 г.

Музыкальное

Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста под ред. Васильевой.

М.Б.Зацепина Т.В.Антонова «Праздники и развлечения в д/саду» 3-7 лет 2005 г.

Журнал «Музыкальный руководитель». И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» 2003 г

Л.П.Макарова Театрализованные праздники для детей 2003 г

Пояснительная записка к учебному плану средней группы

Учебный план воспитательно-образовательной работы в средней группе составлен на основе программы дошкольного образования «Радуга» по редакцией Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, С.Г.Якобсон.. СанПиН 2.4.1.3049-13.

План устанавливает объем учебной нагрузки 11 видов организованной образовательной деятельности в неделю при пятидневной рабочей неделе. Все виды организованной образовательной деятельности базового образования проводятся в первую половину дня.

Длительность видов организованной образовательной деятельности не более 20 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Начало организованной образовательной деятельности в 9,10 часов. Физкультурные занятия проводятся два в спортивном зале, одно на улице. В соответствии с п.2.13.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 проводится три физкультурных занятия длительностью до 20 минут.

Перерыв между занятиями не менее 10 минут. На занятиях познавательного цикла в обязательном порядке проводятся физкультминутки.

Учебный год в средней группе начинается с 1 сентября. В середине учебного года (февраль) для воспитанников группы организуются зимние каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и летний период, учебные занятия не проводятся.

Инвариантная часть учебного плана в средней группе составлена на основе программы дошкольного образования «Радуга» и обеспечивает обязательный минимум знаний, умений и навыков.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к следующим образовательным областям относятся виды занятий:

образовательная область «Физическое развитие»

-физкультурное

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

— ребенок и окружающий мир;

— развитие речи.

— художественная литература

Образовательная область «Познавательное развитие»:

— конструирование;

— формирование элементарных математических представлений

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

— рисование;

— лепка;

— аппликация;

— музыкальное

Образовательная область «Речевое развитие»

— развитие речи и художественная литература;

— ребенок и окружающий мир.

Вариативная часть часов не предусматривает.

В 2016-2017 учебном году установить следующие виды организованной образовательной деятельности

группа

виды организованной образовательной деятельности

Расписание

перерывов

средняя: 1 половина дня

1-ое занятие – 9,15 — 9,35

2-ое занятие – 9,45 – 10,05

9,35 — 9,45

Учебный план

Воспитательно-образовательной работы в средней группе

Образовательные области

Виды организованной образовательной деятельности

Инвариантная часть, количество занятий в неделю

Вариативная часть

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Конструирование

Ребенок и окружающий мир

1

1

Социально-коммуникативное развитие

Развитие речи

1

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

1

Художественно- эстетическое развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

1

0,5

0,5

Физическое развитие

Физкультурное

3

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальное

2

Итого:

11

Возрастные общеобразовательные нагрузки

в средней группе

Длительность одного

занятия

20 минут

Количество занятий

в день

2

Утро.

Учебная нагрузка

в день

40 минут

Количество занятий

в неделю

11

Общее астрономическое

время занятий

в неделю

3 часа 40 минут

Общее астрономическое

время занятий

в месяц

14 часов

Общее астрономическое

время занятий

в год

126 часов

Планирование организованной образовательной деятельности

средней группы

Инвариантная часть

средняя группа

( 4 – 5 лет)

Ребенок и окружающий мир

1

Развитие речи. Художественная литература.

1

Формирование элементарных математических представлений

1

Рисование

1

Лепка

0,5

Конструирование

1

Аппликация

0,5

Физкультурное

3

Музыкальное

2

Общее количество занятий в неделю

11

Итого по СанПиН

11

Организованная образовательная деятельность

в средней группе

Дни недели

Образовательные области

Виды организованной образовательной деятельности

Время проведения

Понедельник

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

1.Ознакомление с окружающим

2.физкультурное

9,15-9,35

9,45-10,05

Вторник

Познавательное развитие

Физическое развитие

1.Формирование элементарных математических представлений

2. физкультурное

9,15-9,35

9,45-10,05

Среда

Художественно- эстетическое развитие

1. Рисование

2. Музыкальное

9,15-9,35

9,45-10,05

Четверг

Познавательное развитие/

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

1.Развитие речи/ худож.литература

2. Конструирование

3. Физкультурное на воздухе

9,15-9,35

9.45-10.05

10,40-11,00

пятница

Художественно- эстетическое развитие

1.лепка/аппликация

2. Музыкальное

9,15-9,35

9,45-10,05

Планирование по краеведению

Средняя группа

Блоки

Содержание регионального компонента

Литература

Вид

Деятельн.

Я и моя семья

1.Состав семьи

2.Понятие «забота друг о друге»

3.Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра. внук, внучка)

4.Обязанности каждого члена семьи.

5.Труд взрослых.

1.Я.Аким Моя родня (хрестоматия для детей)

2.М.Шварц Какие вы родители? 2001 г

3.Р.И.Жуковская Родной край

Беседа

Беседа

Занятие

Беседа

Наблю-

дение

Родное село

1.Название улицы, где находится д/сад.

2.Достопримечательности села

3.Старинные и современные постройки

1.Ю.Яковлев Малая Родина (хрестоматия для детей)

2.Экскурсия по селу.

3.Беседа с интересными людьми.

Экскур-

сия

Миллеровский

район – край хлеборобов.

1.Как выращивают хлеб.

2.Выращиваем овощи и фрукты.

3.Сельская тракторная бригада

4.Знакомство с казачьей одеждой.

1.В.Н.Крупин «Отцовское поле»

2.Набор иллюстраций.

3.Альбом: Труженики села Казачьи костюмы А.Х.Сундукова.

Занятие

Беседа

Экскурсия

Природа родного края

1.Целевые прогулки на участке д/сада.

2.Экскурсия в природу: лес,луг,поле,водоем с целью ознакомления с растительным и животным миром.

3.Среда обитания диких о домашних животных, приспособление к сезонным условиям.

4.Перелетные и зимующие птицы Донского края.

5.Наблюдение за сезонными изменениями погоды.

6.Растения сада, огорода, цветника характерные для Донского края.

1.Ознакомление дошкольников с природой (Т.Савельева) дошкольное воспитание № 8 1990 г с.43.

2.Стихотворения,рассказы о природе.

3.Путешествие по родному краю С.Теплюк дошкольное воспитание № 8 2001 г с.109.

4.Как знакомить дошкольников с природой П.П.Саморукова Л.Н.Модзальский «Времена года»

5.Экскурсии в природу в разное время года.

6.Русские народные загадки

Эксрур-

Сия

Беседа

Наблю-

Дение

Быт и традиции

1.Знакомство с казачьим куренём и домашней утварью. Предметы старинного быта.

2.Вышивка на полотенце

3.Знакомство с традиционными народными праздниками.

4.История транспорта.

1Альбомы,иллюстрации

2.Наборы открыток .

3.Загадки о предметах быта

4.Выставка старинных предметов, посуды из папье – маше.

Экскур-

Сия

Беседа

Казачий народный костюм

1.Внешний вид костюма и материала из которого он изготовлен.

2.Отличительные черты мужского и женского костюма. Головной убор, обувь.

1. Альбом «Как одевались казаки и казачки» А.Х.Сундукова.

Занятие

Земляки прославившие Донской край.

1.Понятие «земляк»

2.М.А.Шолохов – донской писатель.

3. Маршал авиации Ефимов.

1. Рассказы М.А. Шолохова..

2.Альбом с иллюстрациями.

Занятие

Забытые детские игры

Казачьи игры, традиционные на Дону.

Праздник

Модель двигательной активности детей

средней группы

Формы работы

Кратность проведения

Количество минут в неделю

Занятия по физической культуре (в зале)

3 раза в неделю

20 минут

60

Утренняя гимнастика

Ежедневно 5 раз в неделю

40

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

40

Физкультминутки на занятиях

Согласно расписанию занятий

14

Динамические паузы между занятиями

Согласно расписанию занятий

50

Подвижные игры на прогулке

Утром и вечером 10 раз в неделю

120

Физические упражнения после сна

Ежедневно 5 раз в неделю

20

Индивидуальная работа по закреплению движений

Утром и вечером 10 раз в неделю

120

Итого:

7 час.20 мин.

Пояснительная записка к учебному плану подготовительной группы

Инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы в старшей группе составлена на основе программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, Программы воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста.

Вариативная часть плана обеспечивает реализацию развивающего образования в соответствии с приоритетными направлениями и осуществлением личностно-ориентированного подхода к ребенку и составлена на основе программы Николаевой С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте 1 раз в неделю.

С детьми полготовительной группы с сентября по май проводится 15 занятий в неделю длительностью до 30 минут каждое, с перерывом между занятиями 10 минут. Количество занятий в учебном плане соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.1.1249.03).

В ДОУ занятия по краеведению проводятся 1 раз в месяц

В соответствии с приказом Министерства образования России, Минздрава России и Российской Академии образования от 16.07.2002г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ Российской Федерации» увеличен объем двигательной активности в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года. Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.

Учебный план

Воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе

Образовательные области

Количество занятий в неделю

Инвариантная часть

Вариативная часть

Формирование целостной картины мира

1

1 раз в месяц краеведение (региональный компонент)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

2

Чтение художественной литературы

1

Развитие элементарных математических представлений

2

Рисование

2

Аппликация

0,5

0,5

Лепка

Конструирование, ручной труд

1

Физкультурные

3

Музыкальные

2

Итого

15

По СанПиН

15

Возрастные общеобразовательные нагрузки

в подготовительной группе

Длительность одного

занятия

30 минут

Количество занятий

в день

3

Утро.

Учебная нагрузка

в день

90 минут

Количество занятий

в неделю

15

Общее астрономическое

время занятий

в неделю

7 часов 30 минут

Общее астрономическое

время занятий

в месяц

37 часов 30 мин.

Общее астрономическое

время занятий

в год

337 часов 30 мин.

Планирование организованной образовательной деятельности

подготовительной группы

Инвариантная часть

старшая группа

( 6-7 лет)

Формирование целостной картины мира

1

Ознакомление с художественной литературой

1

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

2

Развитие элементарных математических представлений

2

Рисование

2

Конструирование и ручной труд

1

Лепка/Аппликация,

1

Физкультурное

3

Музыкальное

2

Общее количество занятий в неделю

15

Итого по СанПиН

15

Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе

Дни недели

Образовательные области

Виды организованной образовательной деятельности

Время проведения

Понедельник

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое,

физическое развитие

1. ФЦКМ

2.Физкультурное

3.Рисование

9.00-9,30

9.40-10,10

10.20-10.50

Вторник

Познавательное развитие, физическое развитие

1.Формирование элементарных математических представлений.

2. Развитие речи и обучение грамоте

3.Физкультурное (на прогулке)

9.00-9.30

9.40-10,10

Среда

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

  1. Рисование

2.Музыкальное

3.Ознакомление с худож. литературой.

9.00-9.30

9.40-10,10

15.30-15.55

Четверг

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

1. Развитие речи и обучение грамоте.

2. Физкультурное

3.Конструирование и ручной труд

9.00-9.30

9.40 – 10.10

15.30-15.55

пятница

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

1.Математика

2.Лепка/аппликация

2. Музыкальное

9.00-9.30

9.40-10,10

15.30 – 15.55

Планирование по краеведению

в подготовительной группе

Блоки

Содержание регионального компонента

Вид

Деятельн.

1.

Я, моя семья

Понятие «семья», «родной дом» Семья – группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом – моя крепость» и т.д.

Занятие

2.

Родной город.район,село

Понятие «Родина» «малая Родина» Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного края. Крестьянские и городские постройки. Храмы..Символика Миллерово, Ростовской области.

Беседа

Экскур-

сия

3.

Природа родного края.

Растительный и животный мир Ростовской области. Красная книга Ростовской области. Охрана природы Ростовской области. Зеленая аптека ( лекарственные растения) Особенности ландшафта Ростовской. области Стихотворения, рассказы о природе донских писателей.

Целевые

Прогулки

Беседа

4.

Миллеровский район – край хлеборобов.

Занятие

5.

Быт, традиции.

Функционированное предназначение предметов казачьего быта. Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни донских казаков Ростовской области..

Занятие

6.

Земляки, прославившие донской край

Понятие «земляк». М.А.Шолохов – певец земли донской. Ст.Вешенская, памятники, музей Шолохова, заповедные места нашего края.. Донские писатели, поэты и художники. Основоположники производства сельхозмашин. Наши земляки – герои ВОВ. Наши современники – земляки, прославившие наш край.

Занятие

7.

Играем в забавные детские игры

Народные, обрядовые игры. Знакомство с разными видами жеребьевок (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.

праздник

8.

Казачий народный костюм

Особенности Казачьего народного костюма. Материал изготовления женского и мужского костюма, отличительные черты. Современный костюм.

занятие

Модель двигательной активности детей

подготовительной группы

Формы работы

Кратность проведения

Количество минут в неделю

Занятия по физической культуре (в зале)

3 раза в неделю

25минут

75

Утренняя гимнастика

Ежедневно 5 раз в неделю

50

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

50

Физкультминутки на занятиях

Согласно расписанию занятий

20

Динамические паузы между занятиями

Согласно расписанию занятий

100

Подвижные игры на прогулке

Утром и вечером 10 раз в неделю

150

Физические упражнения после сна

Ежедневно 5 раз в неделю

25

Индивидуальная работа по закреплению движений

Утром и вечером 10 раз в неделю

150

Итого:

10 час.15мин.